ДДТ - "Прекрасная Любовь"
© Navigator Records, 2007
"Да живой я еще, уроды"
Ю. Шевчук
Кто бы что ни говорил недоброе о Шевчуке, а все пустое это, зряшное. Как был Юрий Юлианович неудобным, шершавым и могучим самородком, так и остался им. И плевать, в общем-то, на все его "загогулины" вроде антипопсовых маршей и прочих разновеликих глупостей. Надобно отделять зерна от плевел и видеть главное, не цепляясь соколиным взором за незначительности. А отдельным православным гуру в рейтузах не мешало бы хоть изредка смотреться в зеркало. Может, какую соринку узрели бы в собственных праведно воспаленных очах.
В стародавние времена советские хоккеисты отвечали на грубость канадцев заброшенными шайбами. Даже если это миф, то он красив. Нетрудно провести параллель и заметить, что своей новой работой Юрий Шевчук невольно преподнес ответ скептикам/противникам. По моему мнению, ответ сей получился убедительным.
На фоне гитарных записей ДДТ с подчеркнуто роковым саундом звучание альбома "Прекрасная Любовь" представляется совсем иным: мягким, теплым, эстрадно-академичным. На музыкальном пространстве альбома преобладают акустическая гитара, клавиши, дудки и контрабас. Их выбор не случаен: каковы песни, таков и аккомпанемент. Целый ряд вещей личностного, лирического характера требует для правильного восприятия негромкой, сдержанной атмосферы. Тут-то они и разят наповал развесившего лопухами уши слушателя.
Тишина тишиной, но с ДДТшниками от скуки не помрешь. В чем можно удостовериться, прослушав одну из ярчайших песен альбома "Москва, Садовое Кольцо". Здесь вам и лихая динамика прогулки, и веселая бесшабашность со злостью вперемешку, и по-военному четко звучащие духовые. Очень в тему (а как же иначе) отыграли приглашенные виртуозы из ТЕРЕМ-КВАРТЕТА, оттенив голос и ощутимо "принародив" произведение.
В свежести гармоний альбом не обвинить, а некоторые из них обнаруживают давнюю, стелечную истертость. Что ж, приходится мириться с издержками жанра авторской песни, из коего вырос наш "бородатый талантище". А вот старые, подернутые ностальгической дымкой романсы не портят общего впечатления. Как и женские фольклорные подпевки, уже привычно украшающие звучание группы.
Языкотворчество Шевчука, живое и непричесанное, напоминает с одной стороны крепкое мужское рукопожатие под хрустящее соленое словцо, а с другой - тихий предрассветный разговор. Представьте непреходящую ценность: бурную вечернюю встречу двух давно не видевшихся друзей с последующими правильными (долгими, с неспешной выпивкой и глубокомысленными паузами) посиделками. То-то и оно.
Кисть художника зачастую не выводит тонких узоров, а движется во всю сочность фактуры, вылезая за края каких бы то ни было контуров, раздражая чистоплюев и псевдоэстетов. И пусть фраза "живет подачками страна продавшего все хама" звучит бессильным старческим вздохом. Пусть высокопарный оборот "трон лжи" не произнести без невнятицы посередке. Зато выражение "чеченею на ходу" бьет наотмашь неожиданно точной и емкой словоформой и стоит доброго десятка высоколобых изысков. И разве плоха строка "А на ель, на ель залез ясный месяц молодой"? А меткий штрих "пойдем на урожаи"?
Как ранее, так и сегодня Шевчуку особенно удаются вещицы "разговорного" типа. Вспомним негаснущие былые шедевры "Рявкнув мрачно: постой..." или "Ах, почему ты сделала аборт". Новая песенка этого направления "В Гостях У Генерала" успешно продолжила традицию, оказавшись резкой, детальной, язвительной и самоироничной. Хотелось бы остановиться на фрагменте песенного диалога генерала ФСБ с рок-певцом:
- Ты что, поешь?
- Да вроде бы, пою.
- Твои коллеги дрянь да пидорасы...
Резонно констатировать факт, что после экскурсии когорты "рокеров" в Кремль т. н. "пидорасов" заметно поубавилось. Или все-таки т. н. "коллег"?
Слушая шевчуковские песни о войне, мужестве, смерти, не всегда отличающиеся "поэтичностью языка", но острые и пропитанные болью, - веришь им. Они сродни ссадине: не захочешь, а почувствуешь. Такова песня "Капитан Колесников", например.
Альбом начинается и заканчивается пафосно. Но если заглавная вещь представляет собой розовые прекраснодушные сопли, о которых лучше сразу забыть, то последняя, "Цыганочка" - программное полотно во всей красе хрипящих несуразиц российского бытия. До Владимира Семеновича, конечно, дотянуть не смоглось. Тем не менее - здорово!
Автор: Андрей Головкин
опубликовано 22 мая 2007, 18:36
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.