Безъядерная зона

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



ДДТ

Сообщений 1 страница 26 из 26

1

Мы забыли одну замечательную группу...  :) Давайте исправляться ;)

0

2

ДДТ - история группы

Вот вы меня спросите, так как же оно началось-то? Ничего романтичного, очень даже просто и обычно, впрочем, как и все хорошее в этой жизни. Однажды летом 1980 года Юрий Шевчук, дипломированный художник и поэт-самоучка, встретил четырех молодых людей... Так и началась группа ДДТ, ставшая кошмаром для КГБ, "партейцев" и иже с ними, но в то же время ставшая одной из самых популярных групп в истории как Советского, так и Российского Рока. По одной из версий название группы, несмотря на свою ядовитость, первоначально было весьма безобидно и расшифровывалось как "Дом Детского Творчества" -- первое пристанище коллектива. А имена тех, с кого это началось были: Рустам Асанбаев, Геннадий Родин, Владимир Сигачев и Рустам Каримов.
В дальнейшем группа не раз меняла составы, места проживания и отношения с "верхами", но ее гражданская позиция всегда оставался неизменной. Как говорит сам Юрий Шевчук, группа никогда не была политической, но всегда оставалась верна своему Гражданскому долгу.

До 1982 года группа тихо существовала в Уфе, за неимением средств записи не производились. И так бы оно и продолжалось, если бы однажды весной 1982 года Геннадий Родин не принес вырезку из "Комсомольской Правды" с упоминанием о проводившемся конкурсе "Золотой Камертон". В течение последующих трех дней в страшной спешке на местной телестудии была подготовлена демонстрационная кассета. По ходу дела группа также записывает свой первый альбом "Свинья на Радуге". К великому удивлению самих музыкантов они получили главный приз на "Золотом Камертоне" за песню "Не стреляй". Это, к сожалению, на их судьбу не оказало никакого влияния. Месяцем позже дала первый концерт на публике в Уфимском Нефтяном Институте, где "партейцы" остались в шоке от того, что они услышали и увидели. После этого популярность ДДТ стала расти прямо пропорционально неприязни, росшей к ним в "органах". После этого концерта альбом группы был объявлен запрещенным, а группа была вынуждена уйти в подполье.

Во время участия в конкурсе "Золотой Камертон" Шевчук познакомился с другой молодой командой "Рок-Сентябрь", работавшей в том же направлении. После некоторых проблем следующий альбом был записан совместно с этой группой в Череповце и назывался "Компромисс".

В мае 1983 года в рамках фестиваля "Рок за Мир" ДДТ выступили на главной площадке страны -- стадионе "Лужники". Программа транслировалась на ТВ, но выступление группы было вырезано из программы. На следующий год был выпущен их первый "классический" альбом "Периферия". После выпуска альбома группа была заклеймена а прессе, как агент Ватикана, кучка бездельников и так далее и тому подобное. Последствий было несколько: резко возросшая популярность группы в народе вкупе с резко возросшей неприязнью "органов". Лишенный возможности работать и просто существовать, Шевчук был вынужден покинуть Уфу. Следующий год он провел в Свердловске, играя в местной группе "Урфин Джюс", а в 1985 переехал в Москву. В марте того же года Шевчук дал свой первый концерт в Ленинграде. В тяжелейших условиях, на частной квартире вместе с Сергеем Рыженко был записан акустический альбом "Москва. Жара." В том же году те же, плюс Сигачев, Сергей Летов, Нияз Абдюшев и Сергей Рудой записали еще один альбом, "Время".

Осенью того же года после серии прослушиваний Шевчук собрал новый костяк ДДТ. Состав обновленного ДДТ был: Андрей Васильев (гитара, вокал), Вадим Курылев (бас, флейта, вокал) и Игорь Доценко (ударные). В апреле 1987 года к ним присоединился гитарист и скрипач Никита Зайцев. Весной того же года группа представила новую программу на 5-м Ленинградском Рок-фестивале, которая открыла ДДТ для оставшейся части населения, которая по какой-либо причине к тому времени о них еще не знала. Позднее группа обрела клавишника "Зоопарка" Андрея Муратова и в этом составе приняла участие в Рок-фестивалях в ряде подмосковных городов. В сентябре 1988 в группу пришел саксофонист Михаил Чернов, знаменитость глобального масштаба, игравший с самыми разными группами и на самых разных площадках страны, от Домов Культуры до Концертных Залов.

А летом 1988 года группа выступила на следующем, 6-м Ленинградском Рок-фестивале и поехала в свой первый концертный тур по стране. Позднее, на Мелодии, была записана первая официально одобренная программа "Я получил эту Роль", а песня, давшая название альбому, на долгое время стала гимном Советского Рок движения. Здесь нужно сказать, что пластинка, выпущенная фирмой "Мелодия" разошлась тиражом около полутора миллионов экземпляров, а группа за это получила что-то около 15 долларов. Возможно, это и подвигло группу на первый их выезд за границу. В то же время групп посетила США, а их пребывание в Лос-Анжелес освещалось MTV.

Последующие два года группа вела активную концертную жизнь, разъезжая с концертами по всей стране, но с 1991 года, после записи альбома "Актриса Весна", группа поменяла стратегию, концертам предпочитая тщательно подготовленные программы. К счастью, группа до сих пор следует этому правилу, предлагая любителям Русского Рока прекрасные программы, такие, как "Черный пес Петербург" и "От & До". ДДТ стала одной из первых Российских Групп, взявшая под контроль выпуск своей продукции. Долгое время выпуском всей продукции ДДТ занималось ТОО "Театр ДДТ", структура созданная для охраны авторских прав на продукцию. Кроме того, при помощи Театра ДДТ организовывались концерты, фестивали, записывались и выпускались альбомы таких ныне уже известных групп как "КС", "Чуфелла Марзуфелла", "Зимовье Зверей".

На сегодняшний день ДДТ -- одна из самых популярных российских рок-групп. В мае 1993 года 120000 человек пришло на их концерт на Дворцовой Площади Санкт-Петербурга. В том же году группа была названа "Лучшей рок-группой года", а сам Шевчук -- "Лучшим рок-музыкантом года". В 1995 году Шевчук посетил районы боевых действий в Чечне, где дал несколько концертов как для Российских Воинов, так и для Чеченцев. В этом же году, на юбилейный концерт, посвященный 15-летию группы на стадионе Петровский группе удалось собрать такое количество зрителей, какое доселе не удавалось ни одной российской группе. 1996 год выдался очень тяжелым. В Америке был записан новый альбом "Любовь", группа дала серию концертов в различных городах страны, после чего в декабре было объявлено о закрытии программы "От & До" Сам Шевчук уединился где-то под Питером, думая о новой программе.

В результате раздумий началась работа над новой программой, ныне известной как "Мир номер ноль", и был выпущен своего рода промежуточный альбом "Рожденный в СССР", в основу которого легли живые записи концертов программы "Это все..." в Минске и выступления в Чечне. Кроме того, 1997-й год ознаменовался грандиозным рок-фестивалем, прошедшим в С.-Петербурге в начале лета, на котором было представлено большое количество молодых музыкантов, замеченных и подобранных "старшим товарищем" во время гастролей ДДТ по стране. В довершение всего был выпущен компакт-диск с записями этих самых молодых музыкантов.

Новая программа, стартовавшая с концертов в ближнем зарубежье в 98 году оказалась очень дерзкой и неожиданной, такой, какой никто, наверное, не ждал. Но она была принята и теперь мы имеем на нашей рок-сцене совершенно обновленный ДДТ, не столь наивный и плакатный, наверное, как раньше, но более интеллектуальный. Как сказал сам Юрий Шевчук: "Если бы не родилась эта программа, "ДДТ" бы уже не существовала. Мы подошли к тому, что надо расходиться. Нам было скучно играть "Последнюю осень" (АиФ, #4'99). Также во время работы над программой группа впервые за многие годы изменила состав -- ушел гитарист А. Васильев и появился новый басист П. Борисов.

Но ДДТ не стоит на месте и уже готова и обкатывается новая программа, под названием "Живой", которая хоть и не столь агрессивна, но все же не возврат к старому ДДТ. Все-таки "Мир Номер Ноль" стал определенной вехой в творчестве группы и в значительной мере освежил их творчество. А мы будем ожидать новых записей и новых концертных программ.

http://www.ddt.ru

0

3

Jevgenika написал(а):

Но ДДТ не стоит на месте и уже готова и обкатывается новая программа, под названием "Живой", которая хоть и не столь агрессивна, но все же не возврат к старому ДДТ. Все-таки "Мир Номер Ноль" стал определенной вехой в творчестве группы и в значительной мере освежил их творчество. А мы будем ожидать новых записей и новых концертных программ.

Иришка это за какои год статья ? Мир номер Ноль 1999 года альбом ..... :)

0

4

Ах ты, нехороший мальчик  :P  :D  Ну, старая статья...  :rolleyes:  Найди новую ;)

0

5

Jevgenika написал(а):

Ах ты, нехороший мальчик      Ну, старая статья...    Найди новую

История группы ДДТ
нет ..... не нашел ... да лан История в принципе написана полностью токо концовка подвела ..... а так многие из нас знают чем ДДТ с 1999 года занимается .....

0

6

Вот и не приставай тогда  :P

0

7

:P

Jevgenika написал(а):

Вот и не приставай тогда

Как пристану ..... щас  :lol:

0

8

Ринатик, не балуйся, а то в угол поставлю, на горох!  :lol:   :P   :rolleyes:

0

9

честно говоря, я ДДТ, слушаю только оченью.. Покрайнемере неокторые песни очень соотвествуют этому настроению)

0

10

всем драсте

0

11

серый я не понял какой нахер гость

0

12

+++STRAAH+++ написал(а):

всем драсте

+++STRAAH+++ написал(а):

серый я не понял какой нахер гость

Привет. Здесь, вообще-то, тема "ДДТ"  :rolleyes:  Написал бы про них что-нибудь  :)  А консерватору пиши в личку или в чате ;)

0

13

Jevgenika написал(а):

Ринатик, не балуйся, а то в угол поставлю, на горох!

на горох ...... или на Горах ..... или на Ишаки лучше !!!!!

0

14

Шевчук кажется закодировался ...... давно пьяным не видно ....

0

15

Rinatzoi написал(а):

на горох ...... или на Горах ..... или на Ишаки лучше !!!!!

Не, ну разве ишак - это наказание?)))

0

16

Rinatzoi написал(а):

Шевчук кажется закодировался ...... давно пьяным не видно ....

А ты его часто видишь?  :lol:

0

17

Jevgenika написал(а):

А ты его часто видишь?

почаще чем ты ..........

0

18

:mad:   :beee:

0

19

«ДДТ» подготовят новую концертную программу к лету
Участники группы «ДДТ» в новом году представят поклонникам новую концертную программу.

Как рассказала Intermedia пресс-атташе музыкантов Татьяна Зайцева, «пока что все находится в плавном творческом процессе, но к лету, возможно, программа уже будет готова».

0

20

Юрий Шевчук: Рок-тусовка давно раскололась на два лагеря! Жизнь развела нас
В Марше Несогласных участвовал музыкант Юрий Шевчук. Свою позицию он высказал буквально в двух словах: «У нас в стране есть носители культуры, а есть разносчики. Вторых мы всей страной могли наблюдать вчера на Красной площади»

У музыканта Шевчука есть свои поводы для "несогласия". Самый громкий конфликт Шевчука с властью разразился в 2003 году во время подготовки 300-летия Санкт-Петербурга.

Тогда городская администрация сначала заказала ДДТ организацию рок-фестиваля, посвященного юбилею, а затем запретила проводить концерт. Тогда лидер группы ДДТ сделал в прессе заявление: "Скоро нам начнут говорить, что нам можно петь, а что - нельзя, и мы все с вами будем петь марши" и "чиновники всего боятся".

Российская оппозиция была приятно удивлена участием лидера группы ДДТ Юрия Шевчука в Марше несогласных в Санкт-Петербурге. Как сообщил сегодня в интервью «Новому Региону» активист питерской запрещенной организации НБП Андрей Дмитриев, известный рок-музыкант пришел на акцию сам, без предварительных договоренностей.

«Его специально туда никто не приглашал. Юрий Шевчук пришел на марш как частное лицо. Когда он решил выступить на сцене, это стало для нас настоящим сюрпризом», – отметил он.

Лидер ДДТ подтвердил «Новому Региону», что заранее не согласовывал с оргкомитетом МН свое участие в акции, отметив при этом, что не боится репрессий со стороны госорганов.

- Почему вы решили пойти на Марш несогласных?

- Во-первых, меня не устроило проведение президентских выборов. Они, на мой взгляд, были не демократическими. Сегодня «преемственность» в России означает монархию, а не демократию, о которой все говорят. Тогда пусть власти скажут, что у нас в стране монархия. Монархия, так монархия, но не пудрите народу мозги!

Вчера на марше несогласных мне очень понравились люди. У них действительно душа болит за страну, как и у меня. Кроме того, я в ужасе от того, что происходит с Санкт-Петербургом. Санкт-Петербург – это жемчужина мира, я много помотался, мне есть, с чем сравнить. Но на Невском проспекте шесть домов было уничтожено. Город блокаду пережил. Фашисты его меньше порушили, чем нынешние чиновники и бизнесмены.

- Если бы Марш несогласных в Санкт-Петербурге был не санкционирован, вы бы все равно туда пошли?

- Дело ведь не в этом. Когда у художника (а я считаю себя художником) накипит, он идет и протестует.

- Получается, вы были готовы идти туда, несмотря на возможное задержание?

- А вы готовы сидеть в тюрьме? Я – не готов. Причем тут – разрешенный был митинг или нет. Просто там были люди, и я пришел. А если бы была какая-то провокация, и всех бы побили, что ж теперь?

- Какие у вас отношения с лидерами «Другой России» Эдуардом Лимоновым и Гарри Каспаровым?

- Я считаю, что это люди искренние и честные. Они не сидят в кустах, прямо заявляют о своей позиции. Это мне очень нравится! Поэтому, несмотря на некоторую разность в наших взглядах, я их очень уважаю. Это и есть демократия. Говори, но при этом давай высказаться своему оппоненту.

- Вас теперь можно причислить к российской оппозиции?

- Не надо нас никуда зачислять. Я свободный художник. Искусство без свободы не существует, по крайней мере, без внутренней. Поэтому я не считаю, что музыканты или спортсмены должны идти в политику. Для художника хозяин – Бог, а не царь его страны. Несмотря на это гражданином музыкант быть обязан. Придя на Марш несогласных, я выполнил свой гражданский долг.

- Вы не думаете, что после участия в Марше несогласных, у вас начнутся проблемы с проведением концертов?

- Очень много думают только поющие трусЫ! Пока этого нет. Но нас сегодня также нет в телевизионном эфире – это о многом говорит. Где в телеэфире настоящая духовная музыка? Вы когда-нибудь слышали по Первому каналу, второму, третьему, пятому, десятому… песни на гражданские темы? Нас просто вычеркнули. Остался один гламур с гитарами. Все эти Мумий-троли, Би-2, Стрелки-белки, снайперы. Оставили только оболочку, внутренности которой такие же гнилые, как и у попсы. Их свет никуда не зовет, их огонь никого не греет, сплошная эротика. Генеральные продюсеры центральных каналов являются, на мой взгляд, совершенно серыми личностями. Части из них самой нравится попса и идиотские сериалы. А те, кому попса не нравится, считают наш народ быдлом, которому можно скормить любой дешевый продукт, и на дешевке сделать хорошие деньги.

- Сегодня можно говорить о расколе российской рок-музыки на два лагеря: оппозиционной и «провластной»?

- Российская рок-тусовка давно раскололась на две части – еще в 1996 году, когда масса моих коллег за огромные деньги пошла участвовать в предвыборной кампании Бориса Ельцина «Голосуй или поиграешь». Я там не участвовал, потому что мне претила нечестность игры. Я за слово стою, за искренность в отношениях между мной и государством. Я стараюсь не врать государству, поэтому пускай оно мне тоже не врет.

- Как вы относитесь к своим «провластно» настроенным коллегам?

- Я не хочу ругаться, как бы сказать помягче… Каждый выбирает свой путь. Но то, что творят некоторые мои коллеги, меня удручает. Это какая-то мимикрия. В 1996 году они за деньги поехали агитировать за Ельцина. Сейчас они голосуют за совершенно противоположные идеалы. Их бесконечное желание выжить вызывает у меня иронию. Очень смешно, как они дергаются и стараются попасть в хорошее место, где их никто не тронет.


Кроме того, Юрий Шевчук дал интервью "Радио Свобода".

- Скажите, пожалуйста, что вы говорили на Марше несогласных? Говорят, что вы выступали там потому, что вы привыкли быть свободным человеком. Так ли это?

- Абсолютно точно. Так точно, как говорят. Я говорил, что эти выборы в Госдуму, президентские мне не оставили другого выбора, как быть именно на Марше несогласных. Потому что я очень возмущен. Я говорил об этом, я говорил о том, что мы второго числа наблюдали, как многие мои коллеги пели, плясали на Красной площади. Я говорил о том, что есть носители культуры, а есть разносчики культуры. Я говорил о том, что русский рок для меня - это даже не Литл Ричад и Чак Берри и так далее, и так далее, а это дух и свобода, и поэтому я здесь.

- Скажите, пожалуйста, а вы понимаете, что случилось с "Машиной времени" и "Чайфом", которые выступали на Красной площади? Это же люди вашего поколения, вы их всех знаете десятилетиями.

- Жизнь, она разводит нас, это, наверное, нормально. Каждый идет своей дорогой. Я не хочу ругаться, но меня удручает, конечно, вот этот духовный конформизм многих моих коллег, который, в общем-то, сидят в камуфляже в кустах и на кухнях говорят одно, со сцены несут другое. Вообще, эта ложь, вранье. Я считаю, что это не рок-музыка, это рок-н-ролл. Это неправильно.

- Знаете, все говорят, рок-н-ролл это свобода, только каждый вкладывает свое понятие в это слово. Почему рок-н-ролл эту социальную роль, ради которой он, собственно, затевался вами в 70-е, 80-е годы, почему он ее утратил в России?

- Это очень долгий разговор. Очень долгий разговор.

- Но он важный.

- Он важный, конечно. Это все началось не вчера, это началось все давно достаточно. Я думаю, изменилась страна в свое время и люди стали рефлексировать как-то по-разному на те или иные события, движения. Вот эта жажда какого-то такого душевного комфорта, может быть, усталость какая-то, много причин, откуда я знаю. Для меня все-таки существует тот Юрка Шевчук, тот юный идеалист, он во мне еще не сдох, не умер и я этому, честно говоря, очень рад.

- А есть какие-то люди, которые с вами плечом к плечу стоят?

- Масса, масса. Мы вчера были, группа "Телевизор", Борзыкин, Миша Новицкий, группа "СБ Бабай", было много достаточно молодых музыкантов. То есть, я считаю, что они все очень талантливые. Было очень много молодежи и молодежи не с банками пива и с мутными глазами образца дома два, а именно молодежи такой ищущей, недовольной, что совершенно естественно для молодых людей. Это не были такие, знаете, типа наши, ваши, вот эти прибитые молодые люди, которых свозили автобусами на эти правительственные тусовки. А это были действительно свободные люди и достаточно мужественные, потому что это нужно было его иметь для них, чтобы прийти и выразить свое мнение по поводу происходящего.

- Как раз к разговору о мужестве...

- Я вам и говорю, давайте не будем о мертвом, о стариках, которые в силу разных причин сидят по кустам или выбрали какую-то другую свою ими любимую жизнь, а нужно говорить о молодежи. Потому что я верую только в нее. В бога, конечно, и вот в этих молодых ребят. Я по своей работе, по труду, по жизни, я с ними сейчас как раз и общаюсь в основном-то. Я хочу, чтобы осталась духовность, интеллигенция в России осталась, потому что интеллигенция - это та архитектура, которую сейчас сносят, так же как сносят величайшие исторические памятники в Петербурге.

- А песня "Марш несогласных" будет написана?

- Я не знаю, что будет написано. Я сейчас сижу и уже получил верстку книги, такая достаточно большая моя первая книга, я надеюсь, скоро выйдет, стихов. Это для меня сейчас самая такая, наверное, большая работа, потому что я в литературе новичок. Вы знаете, многие песни на бумаге совершенно не смотрятся.

- Юра, то, что вы сейчас говорите и то, что вы вчера сказали, это заявление в нынешней России четкое о своей политической позиции.

- Я не то, чтобы втянулся, я просто в очередной раз... Ведь таких случаев было немало. Я в очередной раз просто, можно сказать, заявил о своей гражданской позиции по этому поводу конкретному. Это очень важно, потому что я не политик, но я гражданин. И меня, как гражданина, от многого трясет просто, понимаете, колотит. От этой политики, от этого просто разгула меркантильного, убиения духовного.

- Но, тем не менее, что-то вас не так много было все-таки на Марше несогласных по сравнению с тем, кто там плясал на Красной площади.

- Ну, настоящих буйных мало, как пел Владимир Семенович - это раз. Во-вторых, я вам хочу сказать, что я почему-то очень верю. Потому что я вчера нагляделся на хорошие глаза и я как-то успокоился. Появилась какая-то уверенность в завтрашнем дне. Неважно, какое количество, а важно то, что эти люди есть. Это очень важно для меня и будущее будет.

0

21

Шевчук разочаровал меня

Отредактировано Jevgenika (2008-03-12 18:56:48)

0

22

Юрий Шевчук: Родина не имеет отношения к «Единой России»
Юрий Шевчук рассказал о «Марше несогласных», о своем отношении к государству и о творческих планах.

– Я начну, само собой, с «Марша несогласных» в Петербурге: почему, по-твоему, это стало возможно там и невозможно здесь, в Москве?
– В прошлом году власти произвели жесточайший разгон демонстрации оппозиции, - рассказывает музыкант "Собеседнику". - Был большой общественный резонанс, должно быть, поэтому сегодня решили полиберальничать. Но это не отменяет моих претензий к тому, что происходит с Питером – город уничтожается, на Невском погибло шесть домов, а в войну, в блокаду, – ни одного! Но то, что разрешили марш, это хорошо.

Некоторые вещи песней не скажешь – их надо формулировать прямо, без лишних метафор

– А это не бесполезно?
– Не бесполезно. Во-первых, я исповедую принцип «и один в поле воин». Даже если на митинг выходит один человек, можно считать, что все удалось. А во-вторых, это делается, чтобы свеча не гасла, как вот в «Ностальгии» у Тарковского. Янковский ходит со свечой. Зачем-то надо, чтобы она была – в самые смутные времена. Необязательно, чтобы это был, допустим, факел – пусть свеча. Но ее надо нести. Прошу прощения за пафос, хотя пафоса не боюсь, он лучше цинизма, лучше, чем говорить, что несогласные выходят на митинг ради пиара…

– Такое могут и про тебя сказать.
– И говорят. Троицкий писал даже. Многие любят опустить человека до своей поляны. Я к этому снисходительно отношусь.

– А к Макаревичу, допустим? Который сыграл на Васильевском спуске за победу Медведева?
– Тоже спокойно, без негодования, с ироническим недоумением, сказал бы я. И к другим ребятишкам, которые легли под власть…

– То есть это вас не разведет?
– Это нас развело давно, потому что я сейчас почти ни с кем не общаюсь. Все было уже в девяностые. Ты помнишь, какие все мы были в девяносто первом? Спустя три года все это стало растворяться в жажде хлеба и зрелищ… «Хлева и зрелищ», сказал бы я. В результате демократии Россия так и не увидела, и иначе как дерьмократией народ ее не называет. Нулевые годы – не отрицание девяностых, это их прямое продолжение. Только тогдашнее разложение залито…

– ...медом.
– Скорее льдом. У меня сейчас в одной статье – я часто пишу статьи – есть фраза: «Мы доползли до ослепительно сияющих пиков стабильности». Но там разреженный воздух, дышать нечем. У меня самого все в порядке – я живу пристойно, уже не в той жуткой коммуналке, в которой снимали «Брата». Помню, Сергей Бодров, сроду такого не видевший, спрашивал в ужасе: «Вы… здесь… живете?!» – «Да, брат, живу…» Сейчас есть отдельная квартира, но дышать почти нечем.

– Зачем тебе статьи?
– Некоторые вещи песней не скажешь – их надо формулировать прямо, без лишних метафор… Может быть, я рассматриваю статьи как разминку перед прозой – так многие делали. Никакой аналогии, конечно, но если учиться, то у гения: Достоевский перед большим романом всегда разминался, проговаривая какие-то вещи в журналистике.

– То есть можно ожидать появления новых песен?
– У «ДДТ» сейчас главное – новая рок-программа. Поэтому группа фактически не гастролирует. Можно до старости петь «Осень» и что-то зарабатывать, но это неинтересно. И пишется сейчас иначе – другие песни, в иной стилистике. Думаю, что «Прекрасная любовь» – альбом ясный, по музыке проще простого. Но для нашей рок-музыки это не годится. Еще один бардовский альбом я записал сейчас в Париже с Костей Казанским, с которым записывался Высоцкий, – песни по его выбору и в его аранжировке. Некое рукопожатие с Европой – возвращение слову «шансон» европейского смысла. Выйдет, думаю, осенью. А так, параллельно с размышлениями о новой рок-программе, выйдет книга стихов «Сольник».

– Вернемся к маршу: это было спонтанное решение?
– Не совсем. Я веду себя с государством честно, а оно со мной нет. На кого покажут, того и выбирай? Это какие-то неправильные отношения, такой эротики я не понимаю. Но многие мои решения – довольно спонтанные. Я не могу точно сказать, зачем летал в Чечню: это был порыв. Но именно в порывах собираешь себя. Когда надо что-то сделать и понять, чего ты стоишь. Иногда есть желание куда-то сорваться, иногда – подраться: сила неважна, главное – дух. А иногда – просто пройтись с хорошими людьми. Я ведь совсем не политик…

– Да ладно.
– Я ощущаю себя тихим гуманитарным очкариком.

– Самый большой экстремизм в России – быть тихим гуманитарным очкариком.
– Да? Может, и так… Вообще, наверное, с точки зрения государства я анархист, у меня еще с детства не было иллюзий по поводу власти. Любой. Не только потому, что я очень рано прочел Бакунина, Кропоткина, а потому, что у меня была длинноволосая юность. Я никогда первым не нападал, а они давали сдачи еще до того, как я успевал открыть рот. Так что я экстремист для них, конечно, хотя не прилагаю к этому никаких усилий.
За что я уважаю, скажем, Ходорковского… Он мог уехать за бугор, но остался и несет свой крест. Это выделяет его из большинства олигархов.

– То, что сейчас в стране – это надолго?
– Думаю, да. Мы еще насмотримся на пики стабильности в лучах восходящего солнца. Они растают, конечно, но не скоро.

– А почему все опять завернуло туда?
– Точно не знаю, но разберемся. Может, все опять так, потому что никогда не было иначе. А может, потому что интеллигенция – главная и, может быть, единственная гарантия от таких повторов – очень малочисленна количественно и качественно. А интеллигенция – это коллективный стыд. Протест против пошлости и беззакония. И страна, кажется, уже поняла, что в ней нуждается. Я вижу сейчас большое количество умных молодых лиц. Нынешние двадцатилетние, двадцатипятилетние – они тем более поразительны, что выросли в девяностые, когда ими никто особенно не занимался…

– А сыну твоему сейчас сколько?
– Пете двадцать. Осенью вернется из армии. Видишь, я же говорю – по отношению к государству я честен. Сына отдал в армию. Он служит морпехом в хорошей боевой части. К устройству его в эту часть я приложил некоторые усилия, поскольку у меня с Чечни были друзья среди военных. Я и сам армию люблю, и сын военного, и хорошо посмотрел страну, кочуя с гитарой по гарнизонам. А здесь я просто попросил своих друзей взять его в настоящую боевую часть, чтобы действительно научили защищать Отечество.

– Армия сейчас на что-то способна, как ты думаешь?
– Сейчас – да. Но офицеры с боевым опытом уходят… туда, где платят. Хорошо, если на часть есть два офицера с реальной боевой практикой.

– А в Чечне давно был?
– Должен был поехать в декабре, не получилось. Может, летом.

– Там еще много солдат?
– Много. Тянут лямку.

– Почему, как ты думаешь? Ведь Рамзан Кадыров установил полную стабильность.
– Я думаю… как бы сформулировать? Что эта стабильность, установленная Рамзаном Кадыровым, не вполне предсказуема. Поэтому они там пока и остаются.

– Ты по-прежнему много времени проводишь в деревне?
– От деревни осталось полтора дома, остальное – дачи и коттеджи… Но в Лебедевке мне по-прежнему хорошо, да и привык – десять лет там сочинял…

– Ты сочиняешь с гитарой?
– Рок пишется на электрогитаре с разными звуковыми примочками.

– Какая у тебя?
– У меня несколько. Недавно друг подарил «Гибсон» пятьдесят седьмого года. Пятьдесят седьмой – год рождения мой! Я на ней даже не играю – нервничаю и любуюсь.

– Как по-твоему, почему в Питере и марш удался, и вообще оппозиция лучше себя чувствует, а в Москве все окончательно сгнило?
– Насчет того, как себя чувствует оппозиция в Питере, – самая наглядная история случилась с Максимом Резником, лидером питерского «Яблока». Он выходил из офиса, когда на него напал милицейский наряд. Его избили и при этом обвиняют в оскорблении и избиении милиционера. А с какой бы стати ему нападать на ментов? Это к вопросу о том, как хорошо оппозиции.
А насчет различия между Москвой и Петербургом… Ну, наверное, в Москву чаще едут за славой, а в Питер – за реализацией духа. Там и сейчас много молодых талантливых групп, я сегодня на «Наше радио» отвез груду дисков. Они мне их приносят, по большей части это хорошая музыка. Они едут в Питер серьезно работать, расти – город, наверное, оптимален для этого. Сквозит из Европы. Все новинки появляются в тот же день или за день до. Я помню, каким культурным шоком был для меня Питер после Уфы: живое европейское соседство, английский язык! Это же тогда очень много значило – понимать английский. Я думаю, Майк Науменко сделал для русского поэтического языка примерно то же, что Пушкин в свое время, с поправкой на масштаб. Пушкина не зря дразнили Французом – он сделал французскую прививку, а Майк – английскую. У него есть та мера откровенности, та легкость (несмотря на огромные, небывало длинные баллады!), которой до этого в русском роке не было. Потом эту манеру освоил БГ, привнеся собственную ироническую загадочность.

– Как ты к нему относишься сейчас?
– Он безусловный художник, и я, пожалуй, резковато написал о нем в «МК», что он «просветлился до слепоты». Хотя в этом что-то есть… 

– А Бутусов?
– А Бутусов – нежный, хрупкий, добрый с любимой семьей. Но ненавидит выступать. Мы недавно вместе играли в БКЗ, и он моего друга, художника по свету Володю Дворника, попросил: «Можешь сделать так, чтобы меня было не видно?» Это у него позиция, не поза, и так всю жизнь.

– Про ушедшего недавно Летова скажешь?
– Это был исключительно свободный человек, не сочинявший, выдиравший из себя музыку. Его альбом «Сто лет одиночества» – лучший, я думаю, – стоит у меня на той же полке, что и Моррисон, Башлачев...
А Саш Баш погиб потому, по-моему, что у него кончился определенный этап. Надо было превратиться во что-то совсем другое. Это дело небыстрое. Переждать молчание труднее всего.

– Ты часто так превращался?
– В середине девяностых что-то переламывалось, в начале нулевых – еще раз… И сейчас что-то происходит, я это чувствую и жду.

– Ты бываешь в Уфе?
– Ежегодно.

– С каким чувством?
– С чувством родства. Там мои одноклассники, десятки моих женщин, там нормальная родина. Но в Уфе надо ко всему прикладывать определение «феодальный», так было и будет. Прежде был феодальный социализм, теперь феодальный капитализм. В остальном город не меняется. Восток – дело тонкое, Петруха…

– А с Земфирой у тебя есть какие-то отношения?
– Никаких.

– Но в ней есть что-то настоящее, по-моему…
– В эстрадном понимании – да. Но то, что она делает – эстрада, а не рок: другой жанр…

– А что сейчас происходит с твоим образом жизни – безумными поездками, пьянками, личной жизнью, наконец?
– Не время пить. Кстати, на «Марше несогласных» в Питере не было ни одного пьяного. Ни одного – на три тысячи человек из десяти партий и тридцати общественных организаций. У меня был интересный опыт в девяносто первом, когда в августе я вдруг очутился в Польше. С большой компанией. Просто заснул в Калининграде, а проснулся в Польше и до сих пор не понимаю, как я туда попал. Меня затопил липкий ужас: я не дома! Как попасть обратно? Около иностранных посольств стояла огромная очередь наших челноков и путан, просивших политического убежища. Был первый день путча. Мы сели в такси, чтобы ехать на паром – один паром еще отходил в Россию, был шанс вернуться, мы на него успели. В машине мой приятель достал последнюю литровую бутыль водки – нас трясло, надо было срочно поправиться – и спросил таксиста: стаканы есть? Таксист, серьезный пожилой мужик, повернулся и по-русски сказал: «Не время пить, ребята». Вот и сейчас не время.
А насчет личной жизни… Я нормальный мужчина с нормальной ориентацией. Но не женат. Я вдовец.

– Ты повторил бы сейчас слова: «Еду я на Родину, пусть кричат – уродина, а она нам нравится…»?
– Я их повторяю на каждом втором концерте. Эту песню просят даже чаще, чем другие. Да, я эту песню люблю, и петь ее сейчас особенно важно. Она о той настоящей Родине, которая не имеет никакого отношения к «Единой России». Этой Родины, родной, сейчас почти не видно. Но она есть. И она мне нравится.

– Ты помнишь, как написал «Осень»?
– Помню. На кладбище. Было тяжело – а вещь вышла неожиданно легкая… Помню, как в деревне писал «Просвистела». Шатался по лесу, по пояс в снегу, вернулся домой, разжег печку, отогрел руки, сел к столу и написал. А что «просвистела» – не спрашивай. Метель свистела…

– У тебя нет намерения вернуться в кино?
– Одно время, после того как Мамонов сыграл в «Острове», посыпались предложения играть монахов. Считалось, видимо, что весь русский рок должен теперь переиграть святых. Мне, помню, прислали историю, в которой я должен был играть слепого монаха, который потом прозрел… Мамонов сыграл прекрасно, это роль, к которой он всю жизнь шел, и фильм мне нравится. Я думаю, что же Мамонов может после этого сыграть?

– Сейчас играет Ивана Грозного, тоже у Лунгина.
– О! Точно. После такого – только Ивана Грозного.

– А Сельянов не предлагал больше сняться, после «Духова дня»?
– Сельянов на меня обиделся, когда предполагалось участие «ДДТ» в «Брате-2». Мне не понравился пафос этого фильма – «Бей хохлов, спасай Россию». Сельянов рассердился и сказал, что я коммунист. Ладно, пусть я буду коммунист. А первый «Брат» мне очень понравился. От него, от мальчика этого, веяло некоторым ужасом, конечно. Но веять ужасом должно от всякой новизны. Мне вообще интересно только чудо. А оно частенько пугает.

– Слушай, вот ты состоялся в Питере. И Путин тоже из Питера и старше всего на 5 лет. И ведь он тоже естественное продолжение Питера, тоже продолжает одну из его линий – столичную, административную, бюрократическую, ту, что у тебя в поэме названа «Петропавловской щелью»… Почему так? Почему одна страна, один город, одна, в сущности, культура породила двух таких разных отпрысков?
– Хар-роший вопрос, интересный… Ха! И ведь он действительно органическое порождение Петербурга.

– И наверняка ты бы многое на его месте делал, как он…
– Мне за группу отвечать сложно, в ней пятнадцать человек, а тут – за полтораста миллионов. Надо подумать. Я, может быть, песню об этом напишу.

0

23

При всем уважении к ЮЮ, музыка у него красивая и качественная, а вот тексты (язык не поворачивается назвать их стихами) - какой-то случайный набор слов и образов.

0

24

да ты прав)) но это и есть русский рок...

0

25

Юрий Шевчук: Егор Летов был полон особой энергии
Юрий Шевчук по-прежнему гуляет по городу пешком. Его можно встретить на Пушкинской улице, Невском и Литейном проспектах, на Петроградской стороне. Бродя в толпе прохожих по местам, с которыми у него много связано, лидер “ДДТ” о чем-то напряженно размышляет.

…Он все-таки вернулся из деревни, где долгое время жил отшельником. Но в циничное “сегодня” так и не вписался. Не стал гламурным персонажем. Не поменял своего мировоззрения и веры. Не подружился с властью, как большинство его коллег. Он даже на выборы не пошел, принципиально. Зато выступил на концерте памяти Егора Летова, где долго о нем говорил.

“Егор Летов был свободным”
— От нас ушел Егор Летов. Каким человеком вы его запомнили?

— Молодым и счастливым, - рассказывает музыкант "МК". - Помню, в восемьдесят девятом был десант Ленинградского рок-клуба в Крым, мы сделали там маленькую рок-революцию. Это были первые выступления на больших сценах. Даже не выступления — веселые таборы с гитарами, бродившие по стране. Все дружили, все были вместе, там Егор и нарисовался. Я знал о нем и раньше, от Сергея Летова, старшего брата, с которым записал альбом в 1985 году. Сергей тогда здорово помог “ДДТ”, он замечательный саксофонист. Но я не думал, что Летов-младший такой. Егор произвел на меня впечатление — он весь сиял. И был полон особой энергии. Улыбка тогда не сходила с его лица.

— Вы почтили его память, исполнив на концерте “Я получил эту роль”. Почему именно эту песню?

— Я ее давно не исполнял, даже слова кое-где забыл. Песня — исповедь молодого человека. И в ней до сих пор осталась сила тех лет. Вспомнил Егора, и “Я получил эту роль” вдруг всплыла в голове. Может, потому что задумался о роли каждого человека в жизни, а может, потому, что песня подходит и под сегодняшние времена и обстоятельства. “Славим радость большого труда, непонятного смыслом своим. Славим радость побед, по малейшему поводу пир…” Она об одиночестве и о том, что один в поле все-таки воин. У каждого свой крест.

— Когда уходит кто-то из друзей юности, о чем вы думаете?

— Об этом трудно говорить. О Егоре еще труднее. Летов не был публичным человеком, и ему бы не очень понравилась та шумиха, которая сейчас вокруг его имени... Я думаю о том, что Егор за свою жизнь записал 25 альбомов. А это немало. Причем много песен просто гениальных! Он сделал все что мог, и его разорвало. Это для нашего брата норма.

“На выборы не пошел принципиально”

— Вы ходили голосовать?
— Голосовать не ходил принципиально, потому что не за кого. Я считаю, это ненормальная ситуация — когда за нас все решили, продумали, придумали. Я все-таки не скотина на веревке.

— Снова против режима бороться будете?

— Меня напрягает любая власть. И в партиях я никогда принципиально не состоял. И состоять не собираюсь, стопроцентно. Наше дело — творчество. Как Бродский писал, для которого не существовало ни коммунистов, ни диссидентов, ни социальных прослоек: “Художник должен видеть в каждом добро и зло…” Вот и все! Это главное.

— Как вы считаете, с приходом новой власти социальные тексты в рок вернутся?

— А они не уходили.

— Но лет пять назад все были вроде довольны, и никто из музыкантов не протестовал!

— Пять лет назад “ДДТ” рубились против засилья бездуховности и попсы. Потому что прекрасно понимали, кого делают из нашей молодежи. Образец — “Дом-2”. Я хожу пешком по улице и наблюдаю этих юношей — снаружи, как говорят, гламурных. От них воняет духами за два квартала, как от девчонок, а в глазах — пустота. И это происходит при помощи наших акул шоу-бизнеса. Так что музыка протеста была, есть и будет. Потому что всегда есть противостояние между художником и властью, между личностью и обществом, между интеллигентом и чиновником. Ведь чиновник делает “все на благо государства”, а интеллигент — “все на благо человека”. Это совершенно разные вещи. И, к сожалению, они до сих пор не слились в гармонию доброго гражданского общества. Когда “все для блага государства”, человека делают нулем, электоратом (прости Господи), тащат на выборы, опять к светлому будущему, да куда угодно! А художник имеет обыкновение размышлять, он не идет вместе со стадом. У него внутренняя свобода есть. Это его земля, из которой, когда надо, рождается протест, а когда надо — лирика.

“Гребенщиков полюбил власть”

— Будет ли цензура и дальше ужесточаться, как вы думаете?

— Процесс уже вовсю идет. Закрыли много интересных фестивалей. И концерт памяти Егора Летова в “Орландине” закрыли. Пришел дядя Вася, выдернул шнур, и свет погас. А сколько моих коллег — режиссеров, музыкантов, актеров и танцоров балета — стали беззубыми конформистами. Да чего далеко ходить, Борису Гребенщикову очень нравится наша власть.

— Да, “ЗД”, помнится, как-то иронизировала, что Бобу, мол, заказали похоронный марш русской демократии…

— Я не знаю, как это с ним случилось, но он всем доволен. Когда он все успел полюбить? Почему считает происходящий цинизм добром? Он просветлился до слепоты. Я вижу и других творцов, которые крючатся в правительственных коридорах, выбивая мани на свои проекты. Это печально. Это не интеллигенция, а официанты какие-то. А тем временем дом Мурузи, где жил Иосиф Бродский, который посещала вся литература Серебряного века, покрывается трещинами, что делает чиновничий вульгарный бизнес еще циничнее. И никому до него дела нет. У “новых капиталистов” ни стыда, ни совести. И они не потратят средства, чтобы сохранить архитектурные памятники. В блокаду было уничтожено меньше домов на Невском проспекте, чем сейчас. Если дело так пойдет и дальше, ЮНЕСКО отвернется от Питера и вычеркнет его из списка городов-музеев. И такая ситуация не только в Питере. Ездил по городам России, исторические особняки разрушаются, а строятся ангары-супермаркеты. Рим не умер от нашествия варваров, он сам постепенно варваризировался. То же самое происходит с Петербургом, жемчужиной мира.

“А я ищу новую музыку”

— Вы по-прежнему курируете талантливую молодежь?
— Ну, куратором-то я никогда не был. Скажем, так: по-прежнему общаюсь со светлыми, талантливыми ребятами, которые страдают от происходящего так же, как я. Это неформальная молодежь, которая не со всем в нашей жизни согласна. И меня греет, что есть чуваки и девки, которые, когда нас не будет, постоят за правду. И станут рубиться до конца. Они пишут стихи, ходят на “Марши несогласных”, это солдаты духа.

— Какие у вас глобальные планы на будущее?

— Самый глобальный план — найти музыку, которую мне бы хотелось играть. Пока то, что мы делаем, интродукция. Сейчас живем надеждами, что Господь подарит “ДДТ” новую программу.

— Представьте ситуацию, что рок все же уйдет в подполье. Что делать станете?

— Бежать никуда не буду. Буду работать и жить. Мы ж уже были при Брежневе запрещенной группой, у нас на счету 8 лет подполья. Так что мы люди закаленные, и нас поломать сложно. Конечно, если верить Шаламову, поломать можно любого. Но мы постараемся продержаться подольше.

0

26

Юрий Шевчук: Для художника хозяин - Бог, а не царь
Его появление на «Марше несогласных» наутро после президентских выборов, говорят, ошарашило даже самих оппозиционеров. Тут же поползли слухи: зачем Шевчуку становиться под одни знамена с Лимоновым и Каспаровым? Первые фыркали: пиар чистой воды! Поэтому вторые спорили: Юлианыч - мужик, граждани-и-ин, челове-е-ечище!

- Юрий Юлианыч о политике говорить отказывается, - завернул меня администратор группы ДДТ. - В деревню уехал, альбом новый пишет.

«Попытка - не пытка. А прогонит, ну и бог с ним!.. - утешал я себя на следующий день, прошлепав три километра по ручьям на глинистой лесной дороге. Солнце весело плавило останки снега между соснами. - Вроде бы этот дом. Точно! На гитаре играют...»

«У меня беда такая: я рифму разлюбил»

- Слушай, некогда, - взмолился на крыльце Шевчук, щурясь после темноты. - Ну не стой на пороге, зайди на секунду.

Вдоль кирпичной печки выстроились бутылки. Из-под кефира. Пост до Пасхи.

- Слушай: «Зрачки Вселенной расширяются», - смакует слова Шевчук. Глаза из-под очков вспыхивают азартным огоньком. - Вот это уже поэзия. А просто Вселенная - это лекция. Я ищу постоянно эту разницу. Отчего зрачки расширяются?

- От страха...

- Или от кайфа. Или тут все-таки угроза какая-то? «Ты танцуешь пьяный, благородный, смелый»... Да, вот такой поток сознания. Знаешь, у меня беда такая: я рифму разлюбил, каноны речи. Но русский не английский язык - без рифмы сложно... И в то же время должна быть некая шероховатость. Совершенство - это все равно, что петь под фанеру.

Рабочий кабинет - крохотная деревянная кухонька с потемневшим столом. Увлеченно небритый, в табачном дыму, Юрий Юлианович вылавливает между рукописных листов сигарету и, по-доброму ворча, выдыхает:

- Да-а, сбил ты меня...

«Пропиар»

- Тут кое-кто написал: Шевчук засветиться лишний раз решил, вот и пошел на «Марш...». Как пропиарились?

- «Дураки называют нас совестью рока, циники видят хитроумный пиар». Я пел об этом. Представь, за три квартала до площади - грузовики, набитые ментами. Несчастные люди поигрывают дубинками, поедают свои бутерброды. И вот с двумя тысячами «несогласных» сквозь эту армию продираешься. По-вашему, это - пиар?!

- Сомнительный?

- Мягко говоря. Омоновцы узнали: «Шевчук, ты-то куда? Сдурел, что ли?» «И что, бить будете?» - говорю. Обалдели, не нашлись, что сказать. У тех, кто пишет про «пиар», не болит ничего. Они не понимают. А если поймут, им будет скверно до слез, они спать не смогут. Как там у Шопенгауэра? «Никто не может видеть выше себя... Всякий усматривает в другом лишь то, что содержится в нем самом». У меня, как у очкарика-интеллигента, постоянный излом. Конфуций говорил, что общество - это тело: есть голова, руки, ноги, а есть член. Голова думает, остальное - пашет. Но я православный, для меня любой человек - это свято.

Юрий Шевчук
Циники, гламур, с одной стороны, и мужик, в котором любовь (по Достоевскому), - с другой. Я должен любить всех циников-критиков. Но при этом я имею право их «выпороть» при удобном случае, как детей несмышленых.

«Проходили мы все это»

- «Почему пошел»... (С силой вдавливает окурок.) Тошнить начало. Это мое личное гражданское неприятие. Уж очень у нас все похоже на эпоху брежневского застоя. Ни капли раба мы из себя не выдавили за 15 лет. Похвальба, славословие, а экономики нет. Нефтяной шприц этот... И рок-движения нет...

Шевчук вдруг улыбается одними глазами:

- Вот если бы Путин и Медведев с кремлевскими своими объявили громогласно - мы хотим монархию! Провели бы референдум, народ бы проголосовал... Но демократия - она чем хороша. Желал бы я увидеть Медведева на трибуне вместе с остальными кандидатами. Чтобы он поспорил до хрипоты, ответил на нелицеприятные вопросы. А так - темнота, все покрыто тайной.
- Или скатимся в тоталитаризм, или дадим толчок России для развития. Думаю, сейчас идет последняя мощнейшая битва: или скатимся в тоталитаризм, или дадим толчок России для развития. Ну, не может быть простой управляемой системы. Любой философ тебе скажет! Чем сложнее система, тем лучше она выживает. А когда все просто: вот царь, вот раб... Проходили мы все это.

«Даже бандюки в 90-х годах столько не брали!»
- То есть мы - рабская страна?

- Конечно. Мы из коммунистического строя шагнули в рабовладельческое государство. У нас сотни тысяч рабов - таджиков, узбеков. Отношение к ним бездушное, нехристианское...

- А стоило ли пускать гастарбайтеров?

- Вон, дачи вокруг - строят их они. Русский мужик сюда не пойдет. Работать отучились...

Рабы - это следствие коррупции. А вся коррупция, вся сволота сейчас в строительстве! Используют рабский труд для получения дополнительных копеек. Такой коррупции не было ни при Брежневе, ни при Горбачеве, ни при Ельцине. Один знакомый мелкий бизнесмен мне жаловался: платит майору-менту 12 тысяч долларов из 20 тысяч заработанных. И мент еще говорит: «Будь доволен!» Даже бандюки в 90-х годах столько не брали!

Про дьяка и гаишников

- И что же нам делать?

- Рубиться с ней, с коррупцией. Хотя... Уж как с ней Петр I ни боролся! Есть такая байка про Петра и дьяка. Узнал Петр, что есть в Москве один дьяк, который взяток не берет. Сделал он его генерал-губернатором. И был счастлив, что у него есть хоть один честный чиновник. А через год-два стали письма-жалобы приходить, дескать, дьяк бывший воровать начал. Вызвал Петр его к себе. Тот на колени упал: денег на приемы не хватает. Втрое жалование ему царь увеличил. И сказал: проворуешься - голову с плеч. Через несколько лет и отрубил. Казнокрадом и взяточником стал дьяк в генерал-губернаторском чине.

- Получается, гаишникам зарплату повышать бесполезно?

- Нет, повышать надо, но главное, чтобы при этом цена на хлеб и молоко не росла. А то у нас как зарплаты увеличиваются, так инфляция все сжирает.

Сорок колен демократии

- Статистика говорит, что жить стало лучше...

- А Бондарчук (имеется в виду режиссер. - прим.ред.) говорит: у нас в стране можно кино снимать! Это какое-то ребячество, ей-богу: «Мне хорошо, значит, России хорошо». Это ведь неправильно. Это равнодушие.

Все тот же Достоевский о слезе ребенка правильно сказал. Гипертрофированно, утрированно, но правильно! Легче закрыть глаза на то, что происходит. А народ любит ложь. Я вот в песню одну вставил строчку: «Вера народа крепка, но слепа».

- А может, ну ее, эту демократию? Нужна она нам вообще?

- Конечно, нужна! Это все-таки прививка от того, что уж окончательная сволочь до трона не дорвется. Три независимые ветви власти. Да за пятнадцать лет у нас появилось только ругательное «дерьмократия». А все почему? Знаешь, в церкви встречаются такие неофиты. В храме Божьем у них глаза влажнеют, ноги подкашиваются, вроде как уже и благодать пошла. И вдруг видят они батюшку хмурого, с похмелья. Выносят их, бедных, потом из церкви. Спрашиваешь, а как же вера? «Видел я вашу веру - попы одни пьяные». Так и у нас: пришли к демократам, увидели там вора. И теперь все демократы у нас - сволочи и ворье. Но причем здесь демократия?

Сегодня включи ящик - сколько там холопства! Какая ностальгия по тирании. Чтобы за нас думали... Оттуда, из XV - XVI веков, все ползет! В Нидерландах в то время уже становление республики. А у нас - мрак: разнузданность и бесконечная тирания. И вот с тех бояр, которые Ивану Грозному боялись в глаза посмотреть, начинается наша аристократия... Надо сорок колен, чтобы мы из этого египетского рабства вышли.

- До конца света ждать придется...

- Лет двести всего. Хотя у нас все быстро происходит...

- А может, сделать, как в Великобритании?

- Конституционная монархия? Только царя выращивать нужно. Эти юноши - Федор, Петр, Алексей, Николай - они же с детства знали, что будут управлять Россией, что они перед Богом отвечают за народ. Это совершенно другое отношение ко всему! Но, с другой стороны, зачем нам опять в феодализм?

«Дети должны стать вольноотпущенниками!»

- А дальше что?

- Ничего, выберемся... Много истории в наших грехах. Много деспотизма и низости. А с другой стороны - высоты духа, которые проявляли иные из граждан. Такого мир не знает! Взять того же князя Пожарского. А оборона Пскова? Поляки, взяв город, не нашли ни одного живого защитника. Все полегли. А Солженицын... А монахи-батюшки, которые шли на расстрелы в 37-м... Сахаров, Лихачев - вот духоборцы!

Главное - как-то всем шевелиться, не быть рабами. Дети наши должны стать вольноотпущенниками.

- А как воспитывать? Вы вот - отправили в армию. Остальные откупятся...

- Каждому - свое. Но я считаю, что своему сыну Петру я открываю честную дорогу. Он будет смотреть людям в глаза спокойно. Я не допустил его сделок с государством, совестью, с самим собой. Надо, чтобы с детства ребенок не научался врать и извиваться. Мы с Петей вдвоем вот у этой печки прочли всю «Войну и мир». Вслух. Он читал, я читал. Вот и все воспитание мое.

«Столицу нужно сослать в Сибирь»

- Как насчет партии власти? Нынче в ней много уважаемых людей...

- Я никогда не буду членом никакой партии. Я - гражданин, но художник, я индивидуалист. Вот Бродский не был ни диссидентом, ни коммунистом. Он был вообще другой. И в каждом видел только добро и зло. И это проповедовал. Он в принципе не написал ни одного политического, антисоветского стихотворения, но его все равно судили! Их раздражала его индивидуальность и независимость.

И вот то же самое сейчас происходит с Питером. Пытаются этот газоскреб поставить...

- А Эйфелева башня, от которой французы плевались, теперь символ Парижа...
- Зачем нам декорации к «Звездным войнам»? Шесть старых зданий недавно снесли под шумок, погибли интерьеры XIX века! Знаешь, в эстетике очень много политики. С Питера еще при СССР пытались убрать «необщее выражение лица». Сейчас опять выстраивают рожу.

- А если столицу сюда перенесут?

- Не дай Бог! Столица должна быть где-то в центре России. Жулье бы все туда уехало, сослали бы всех на хрен! Сибирь-матушку поднимать. Хоть дорогу построили бы. Чтобы к своим женам в Москву ездить, сделали бы нормальную восьмиполосную трассу. С сортиром на каждом километре. Вот что поднимет нашу экономику! Хоть один завод построят. А то хвалятся «Фордами» да «Тойотами». Мы их, что ли, строим?

Совсем раззадорившись, Шевчук со смешком выдает:

- Я за одноэтажную Россию! Чтобы дом свой был и флаг государственный над ним. Вот это - здоровый патриотизм! Кстати, представляешь, флаг запрещают вешать. Вон сосед-пенсионер у себя на крыше прицепил. Ехала администрация - заставила снять. Что за идиотизм, блин?! Это мозги прораба: «Не велено!»

«Много дурного национализма»

- А далеко ли от патриотизма до национализма?

- Русский народ - националист по своей природе. В дневниках у Достоевского опять же про это есть. Раньше, если в деревню какой-нибудь цыган приходил, люди сбегались посмотреть... Много, много дурного национализма. На Украине от этого люди страдают.

- Давно там были?

- Мы планируем 26 концертов по всей Украине. Народной дипломатией займемся. Грядет 1020-летие крещения Руси. С нами батюшки, богословы поедут, в том числе Андрей Кураев. Все это организовала киевская группа «Братья Карамазовы».

- Кинчев с «Алисой», наверное, исполнит «Небо славян» - гимн русских националистов?

- Нет, «Алиса» злая. Тут надо по-доброму.

- Западенцы не против?

- А никто и не обещал, что будет легко. Зато в этом есть смысл какой-то. Это большая, звонкая идея!

- У них же там раскол в церкви. Чуть ли не в греко-католичество православных хотят увести...

- Как раз и поразмышляем о том, что же нас объединяет. Представляешь: как-то в Киеве с таксистом чуть не подрался. Он убеждал, что Петр I на завтрак поедал украинских детей.

- А как вам учебники украинские о кровавой советской оккупации?

- В национальном чувстве ничего плохого нет. Но если оно агрессивное... Мои киевские друзья просто кипят от того, что происходит. Украинский министр образования подписал указ: единый экзамен (типа нашего ЕГЭ) для абитуриентов должен быть на украинском языке. То есть миллионы юношей и девушек, говорящих по-русски, просто выбили из высшего образования. Фамилия у этого министра - Вакарчук. Он - отец националиста-депутата Верховной Рады Вакарчука, который чай пьет у Ющенко и его этой бабы с косой. А деньги депутат зарабатывает в России, собирая стадионы (имеется в виду солист группы «Океан Эльзы». - прим.ред.). Здесь он рубит капусту, а там говорит нелицеприятные вещи о нас. Это же омерзительно! Таким нужно бойкот устраивать! А мы равнодушны. Они - хитрые люди, начали с культуры...

О политике культуры

- А у нас с культурой как дела?

- Как дела... Недавно прочел статью. Смысл такой: да здравствует гламур, кирза уходит из страны! Парадоксально! Дескать, люди хотят жить хорошо, через приобретение какой-то материальной собственности начинают уважать себя. А диктатура - это отсутствие материальных благ и жесткий контроль. Вот этим мысль интересна. Потому что я помню очереди за хлебом в советских магазинах. С другой стороны, автора этой статьи можно «убить» одной только фразой: а помнишь Веймарскую Республику и Адольфа Гитлера? Германия поднялась с колен, появился имперский дух, жесточайшая нацидеология. И все. Война.

Культура... Ну какая культура?! Правительство сидит на концертах попсовых фонограммщиков. И все они одинаково одеты, и все это им нравится. Группы эти... хм, как бы помягче сказать... любимые нашей властью. «Хлеба и зрелищ!» - вот такая у нас культура. Секс, гламур, хохмы ниже пояса - все! Никаких социальных тем, никакого размышления. Только на уровне маршей. Гражданственные марши - это да, это пожалуйста...

- Про березки?

- Вот-вот! Для них выше власти ничего нет. А для художника хозяин - Бог, а не царь. В этом и разница, старик, нашей гвардии с их музыкальным обозом.

- Все равно хорошо! - крякнул Юрий Юлианыч, хвалясь видом со своего балкона. - Здесь жизнь!

- А там? - махнул я в сторону трассы.

- Там - суета-а-а...

Я возвращался той же разухабистой дорогой. Ботинки вязли в чавкающей глине. Смуглые ребята с топорами лопотали что-то на своем, возводили дачи. Шевчук говорит, еще 10 лет назад здесь была деревня. А теперь все ближе паркуется в виде блестящих джипов ненавистный поэту гламур. И все громче ухает дискотека на горнолыжной базе за сосновым бором. А он все бренькает на своей самодельной кухне и выползает иногда, чтобы прохрипеть интеллигентский протест.

- Я песню напишу «Моя любовь несовершенна». Про чудо ошибок, - пообещал мне напоследок Юрий Юлианыч. - Оступаешься, падаешь, поднимаешься - вот это любовь! А совершенство - это механика. Перемещение в пространстве всего лишь...
"КП"

0