АМосква, 24 октября, Лужники
О ленинградском мемориале, честно говоря, писать, по-моему, не хотелось никому. Слишком свежа была горечь утраты и разбирать на этом фоне - кто и как выступил мне, например, казалось если не кощунственным, то, по крайней мере, неуместным. Московский же концерт - явление вторичное и, поэтому, мне кажется, о нем можно написать поподробнее.
Несколько слов о предыстории концерта. Когда Юрий Айзеншпиц побывал на ленинградском, он сказал, что устроит такое же в Москве (что вполне естественно - ведь у КИНО в Москве не меньше поклонников) и пригласить те же группы, кроме «вот этого маленького» (имелся в виду Майк). Чем-то ЗООПАРК Айэеншпицу не прокатил. Всех позвать однако не получилось, МАШИНА отказалась сама, и потому на афишах значились Джоанна Стингрей, ДДТ, АЛИСА, ЗВУКИ МУ, АКВАРИУМ.
Скажем сразу, что ЗВУКОВ не было. С необычайной любезностью они сообщили о своем отказе за пять часов до начала концерта. В чем причина - они не сообщили. А может быть нынешние ЗВУКИ, а теперь это Петр Мамонов и Алексей Мамонов -живой голос и живая гитара, наложенные на фонограмму всего остального, вдруг представили себе, как они будут выглядеть в Лужниках?
Первой выступала Джоанна с группой, в которой костяк составляют музыканты, ранее или ныне играющие в ЦЕНТРЕ. Звук был великолепен, хороший напор, но... Нет, она очень хороший человек и, бесспорно, очень много сделала для нашего рока и, наверное, музыка у нее достаточно современная и, конечно же, есть люди, которым такая музыка нравится. Но к ним я не отношусь. И дело не в английском языке - мало мы все слушали на английском! Наверное, меня не устраивает само направление - холодная энергия, этакий «cool», который, кстати, присущ и ИГРАМ, и ЦЕНТРУ. Так что, наверное, выбор музыкантов, с которыми она играет, неслучаен.
Юрий Шевчук, спев «А я вчера» и «Родину-уродину», дал отмашку рукой, группа ударила, а Юрий... не успел вступить. Он метнулся было назад, понял, что отступать поздно и стал петь, мучительно пытаясь попасть. Легендарный Свинья в таких случаях сразу говорил: «Стоп, эалажали!» Юрий же поступил другим образом. Мужественно закончив, он сказал в микрофон нечто невразумительное типа: «Ну... ребята... песня вот эта новая... в общем...» и ДДТ грянули ту же песню по второму разу. Это, конечно, был сильный момент. Я такого не припомню на стадионных концертах. Президент ЛРК Коля Михайлов, выходивший за кулисы во время первого исполнения и вернувшись во время второго, искренне удивился: «Что, такая длинная песня?» В извинение Юры надо сказать, что песня великолепная, называется она «Последняя осень» и по раскачке, тексту не уступает знаменитой «Оттепели», так что мне было даже приятно послушать ее дважды.
Кинчев поразил всех необычайной сдержанностью и благородством на сцене. Что-то с ним произошло и он не превратил концерт памяти Цоя в свой собственный сольник, как это обычно бывает с АЛИСОЙ на всех мемориалах. Да и публика вела себя поприличней - в Москве накал алисоманов существенно пониже.
И, наконец, АКВАРИУМ. Все-таки это - загадочная группа. Все, подчеркиваю, все группы до АКВАРИУМА отыграли на прекрасном звуке. Как только на сцену вылезла славная компания под руководством Боба -началась какая-то каша, в которой слов-то не разобрать. Новый басист Березовой - вроде бы профессионал, о Пете Трощенкове и говорить нечего, но ритм-секция играла совершенно разлаженно. Сам Боб, выступавший на концерте в халате, круглых очках и тюбитейке, купленной у какого-то психа в Финляндии, наверняка найдет всему этому объяснения - возврат-де к корням начала 80-х и т. д... Но все-таки, после всех Америк это выглядело более чем странно. Плюс ко всему у группы появился новый, совершенно монотонный саунд, при котором выделить по мелодии какую-то конкретную вещь просто невозможно. Даже старые, типа «Молодых львов», получились совершенно нивелированиы. Про новые я вообще ничего не могу сказать. Такое впечатление, что слушаешь Джорджа Харрисона типа «33 1/3» - вроде бы и нормально все, а вспомнить нечего. Укатал, укатал Борю Дэйв Стюарт.
И все же АКВАРИУМ - удивительная группа. Когда концерт явно катился под уклон, когда всем уже все стало ясно, в последней вещи, где было что-то про Кришну Боб вдруг сумел переломить настроение зала, каким-то образом создать настроение и напомнить всем, по какому, собственно, поводу все сюда собрались.
После АКВАРИУМА слушателям был преподнесен отличный сюрприз - проигран новый, еще не сведенный альбом КИНО. Спасибо за это устроителям.
Александр СТАРЦЕВ
Рокси-экспресс №3 1991
Статья сохранена Борисом Сагайдаком