Умеем ли мы смеяться так, как смеялся Цой?
Отзыв на фильм реж.О.Флянгольца "Просто хочешь ты знать"
Андрей Дамер ©
Такого фильма о Цое еще не было. Немного похожие клипы были сняты пиратами летом этого года в Питере. Там были удачные клипы, не было проблем со словами песен и артикуляцией. Попадание почти всегда стопроцентное. Но все-таки не тот уровень. Видно, что делали любители, нет общей концепции, идеи. А в фильме «Просто хочешь ты знать» есть впечатление целостности идеи. Клипы связаны друг с другом сквозным образом Питера, есть и другие "мостики" от одного видеоряда к другому. И самое главное, в этом фильме есть ирония. Без нее и особенного чувства юмора вообще нет Цоя. Особенно, если мы говорим о периоде 82-87 гг. Чувствуем ли мы эту иронию, умеем ли мы смеяться так, как смеялся Цой?
Фильм состоит из нескольких клипов и видеорядов. Не все клипы понравились, есть минусы, но в целом впечатляет. Особенно заметна проблема с попаданием слов песни и артикуляции Цоя. Но в принципе, не это и главное. Для режиссера, это заметно, важнее было передать дух того времени. И именно этим, насколько известно автору этих слов, фильм понравился Константину Кинчеву. Некоторые клипы, на мой взгляд, шедевры. Особенно запомнились «Камчатка», «Весна», «Анархия» и «Саша». С применением компьютерной графики сделаны первые три клипа. Гуляющие медведи и ныряющие в Неве киты («Камчатка»), летающие по всему Питеру нецке Цоя - это прекрасно передает внутреннее содержание его ранних песен. Мультяшный клип «Саша», созданный на основе рисунков Цоя можно смело назвать шедевром! Вообще, во время просмотра фильма часто вспоминаешь мультфильм «Желтая подводная лодка» с участием ливерпульской четверки.
Еще одна проблема. Некоторые моменты в клипах будут понятны только настоящим ценителям творчества рок-музыканта. Фильм подразумевает наличие у зрителя не только чувства юмора, но и знаний некоторых фактов из биографии Цоя. Но по-другому было и нельзя. Фильм не только музыкальный, но и документальный. В начале можно увидеть редчайшие кадры с шестилетним Цоем из кинохроники 1968 года. В одном из промежуточных видеорядов рассказывается о создании обложки к альбому «Это не любовь». Мы видим, как художник Цой делает коллаж к альбому «Это не любовь». Вот Цой чертит клеточки, сам наклеивает вырезанную надпись КИНО, пишет название альбома, потом фотографирует коллаж… А с известной обнаженной девушкой вообще была отдельная история. Виктор у всех спрашивал, нет ли у кого фотографии голой девушки. Найти ее было трудно, т.к. в советских журналах за 84-85 гг. были совсем другие темы. Уже от безысходности он обратился к ... теще, она работала архитектором и имела возможность читать иностранную прессу. И теща, мать Марьяны, дала Цою чешский журнал с фотографией этой самой девушки. Цой вырезал фотку, а затем ее приклеил. Имени этой девушки мы, конечно, никогда не узнаем, но, по крайней мере, всем чехам теперь можем смело говорить спасибо.
Все песни, которые мы слышим в фильме, выбирала Марьяна Цой. Фильм снимался при ее непосредственном участии. Тема любви в нем также (Марьяна - Виктор) четко прослеживается. Особенно запоминается звон обручальных колец, которые так и не смогла разорвать даже смерть. Не случайно, Марьяна похоронена на БК от Виктора всего в нескольких шагах. Можно сказать, что это своего рода ее завещание… Последнее, что она хотела сделать в память о Викторе.
Постараемся именно так оценить и понять замысел фильма в целом и каждого клипа в отдельности.