Какие места в Петербурге связаны с именем Виктора Цоя
15 августа исполнится 17 лет, как трагически погиб Виктор Цой. Для многомиллионных поклонников по всей стране это день глубокого траура. Чтобы помянуть звезду, в Петербург - город, где родился и вырос музыкант, - обычно съезжаются сотни людей.
Традиционно они посещают его могилу на Богословском кладбище и музей-котельную «Камчатка». "КП"- Санкт-Петербург рассказывает о том, какие еще места в Петербурге связаны с именем Виктора Цоя.
Котельная «Камчатка»
Цой всегда мечтал быть кочегаром. Сначала он работал в котельной в Уткиной заводи - топил вместе с веселой бабушкой, у которой научился играть на балалайке. А в 1986 году впервые попал в «Камчатку».
- Это был мини-клуб музыкантов, повернутых на каменном угле, странное и счастливое место, - вспоминала Марьяна Цой. - В «Камчатке» когда-то кочегарил не только Цой, но и Александр Башлачев. А у них в гостях буквально дневали и ночевали Майк Науменко, Юрий Шевчук, Борис Гребенщиков и прочие знаменитые люди.
В 1999 году кочегарку закрыли, а на высвободившемся от котлов пространстве поставили маленькую сцену, где теперь выступает новое поколение рок-музыкантов. Сейчас здесь клуб-музей, в котором хранится немало ценных экспонатов. Например, первая 12-струнная гитара Виктора Цоя. А еще кинопроектор, на котором Цой смотрел свой любимый фильм «Неуловимые мстители», проигрыватель, на котором он слушал виниловые диски, и даже пишущая машинка, на которой печатал тексты своих песен.
Адрес: ул. Блохина, 15.
Психбольница
Да, Виктор Цой тоже косил от армии. Чтобы не попасть в вооруженные силы Родины, в 1983-м он даже лег в Ленинградскую психиатрическую больницу.
- Страшно вспомнить, как он туда сдавался, - вспоминала Марьяна Цой. - От нашей самой гуманной психиатрии в мире у него чуть не поехала крыша всерьез. Лечащий врач с маниакальной настойчивостью выискивал изъяны психики пациента. Его страшно раздражало, что Виктор молчал. Но Цой упорно не отвечал на его вопросы - просто в силу природного характера. Их единоборство продолжалось почти шесть недель. Когда Витя получил белый билет, это был праздник.
Говорят, именно там он написал свои песни «Транквилизатор» и «Я иду по улице в зеленом пиджаке».
Адрес: наб. реки Пряжки, 1.
Рок-клуб
Ленинградский рок-клуб открылся в Театре народного творчества в 1981 году. Спустя полгода в него вступила первая группа Виктора Цоя «Гарин и Гиперболоиды». Это было культовое место для всего советского рока. В большом зале и гримерке в свое время готовились к первым концертам Цой, Башлачев и Гребенщиков. Считается, что именно с открытием клуба началось официальное рок-движение в Петербурге: до этого концерты приходилось маскировать под вечера патриотической песни или даже под свадьбы с фальшивыми женихом и невестой.
Клуба уже давно нет, но к его стенам по-прежнему приезжают люди, желающие прикоснуться к истории русского рока. Каждый из них считает долгом оставить надпись в подворотне или дворе здания.
Адрес: ул. Рубинштейна, 13.
Квартира папы Вити
Третье и последнее жилье Марьяны и Виктора Цой. В квартире 101 на седьмом этаже были рождены самые культовые песни, вошедшие в альбом «Ночь» и «Это не любовь». Обычно Цой сочинял по ночам на кухне. А днем стирал пеленки: именно в этом жилище он стал отцом.
- Накануне рождения нашего ребенка нас черт понес на дачу, - вспоминала Марьяна Цой. - Проснувшись там в 5 утра, я со всей очевидностью поняла, что поездка была ошибочной. Мы помчались на ближайшую электричку, которую по закону подлости отменили. Витька нашел помятую газету и, чтобы как-то справиться с растерянностью, сделал мне из нее панамку. Встречал он нас с сыном из больницы дождливым июльским утром. Пришел задолго до выписки и был первым среди молодых отцов. Сына мы назвали Сашей.
Сейчас парадную можно узнать по портрету Виктора на окне. До этого Витя и Марьяна сменили еще две квартиры. С октября 1982 года семья снимала комнату в коммуналке на Московской площади, а с января 1983 года перебралась жить на Охту.
Адрес: пр. Ветеранов, 99.
Дом Старцева
У главного редактора самиздатовского питерского журнала «Рокси» Александра Старцева Цой был в гостях не один раз.
- В 1982 и 1983 годах, еще в начале творческого пути, Виктор Цой и Алексей Рыбин частенько ошивались у меня в квартире, - вспоминает Старцев. - Здесь же они давали интервью в ноябре 1985 года.
Адрес: ул. Орджоникидзе, 14.
Кафе «Сайгон»
На самом деле «Сайгон» - неофициальное название кафе при ресторане «Москва». Это культовое место: после открытия в 1946 году здесь собирались все ленинградские неформалы.
- Это великое место, - вспоминает Сергей Фирсов, возглавляющий сейчас клуб-музей «Камчатка». - За полчаса в кафе можно было узнать все последние новости и увидеть всех знаменитых музыкантов, художников, поэтов и писателей, путешествующих хиппи и просто туристов. Там появлялись Цой, Шевчук, Гребенщиков, Бродский, Смоктуновский, Боярский и другие. Тогда не было мобильных телефонов, и люди искали друг друга в «Сайгоне». Негласно собирались к шести часам. Заходили выпить по стаканчику и перед концертами, и после концертов.
«Сайгон» закрыли в начале 90-х годов. После в здании пытались сделать магазины сантехники и аудиопродукции. Сейчас там «Редиссон САС Ройял Отель».
Адрес: Невский пр., 49.
Богословское кладбище
Виктор Цой погиб в автокатастрофе 15 августа 1990 года. Это случилось на одной из латвийских дорог - его «москвич» на полной скорости выехал на встречную полосу и врезался в автобус «икарус». Смерть была мгновенной. Как потом написали в протоколе ДТП, Виктор уснул за рулем, возможно, от переутомления. Похоронили Виктора 19 августа на Богословском кладбище. Сейчас это место бесконечного паломничества. Некоторое время убитые горем поклонники буквально жили возле могилы, устроив на погосте палаточный городок. Могила находится на центральной дорожке (она называется Братской), в 150 метрах от деревянной церкви Иоанна Богослова, по правую сторону, в первом ряду.
Адрес: пр. Мечникова, 4.