"Произвольная космонавтика. Время колокольчиков version 2.0"
Анатолий ОБЫДЁНКИН
Рязань, издательство «Край», 2006 – 360 с.
Рубеж веков. Как грибы появляются различные поэтические антологии. От каких-нибудь «Девяти измерений» до «Современной литературы народов России». Не обошла эта тенденция и такую область как рок-поэзия – или, если смотреть на это дело более широко - поэзия песенная. Сначала издательство «Азбука» разразилась аж десятитомным трудом «Поэты русского рока», куда вошли тексты в основном раскрученных и известных музыкантов (в большинстве своем звучащих на волнах «Нашего радио»), вроде Бориса Гребенщикова или Земфиры. Затем в руки мне попала абсолютно не коммерческая, а посему более живая и интересная антология «Русский рок – новый срок», составителем которой выступил ныне покойный основатель литературного Рок-кабаре Алексей Дидуров. Понятно, что в ней были опубликованы тексты авторов, так или иначе в Рок-кабаре задействованных. И вот - «Произвольная космонавтика». Количество представленных тут музыкантов невелико - всего двенадцать. Но, как известно, количество не всегда переходит в качество, что предыдущие издания хорошо показали. Не это главное - пусть меньше, но лучше. Главное, чтоб на совершенно естественный вопрос: «А почему именно эти и именно здесь?» у составителя был заготовлен обоснованный ответ, то есть чтоб у антологии была идея. И она здесь присутствует. Причем весьма актуальная.
Как известно, русская песенная культура отличается своей текстоцентричностью. В конце 50-х годов по стране начала своё шествие бардовская песня, затем к ней присоединились русский шансон и русский рок. В настоящее время они заняли свои устойчивые ниши, обрели свой формат и, к сожалению, практически прекратили развитие. Большинство поющих поэтов в России так или иначе связаны именно с этими тремя традициями. Но в последние 10 лет в России начала формироваться, как я её для себя назвал (официально пока ещё никак не окрестили) четвёртая традиция. Музыканты, в ней работающие, могут как исполнять бардовскую песню или русский рок, так и отталкиваться от других мелодических и мировоззренческих позиций, но при этом тексты в их творчестве по-прежнему занимают не самое последнее место. Данная антология - попытка зафиксировать это новое направление. Составитель Анатолий Обыдёнкин, в свою очередь, назвал таких авторов «гениями промежуточного жанра». Гении, к слову, в узких кругах широко известные: Константин Арбенин, Олег Медведев, Григорий Данской, Сергей Калугин, Тимур Шаов, Александр Непомнящий, Зоя Ященко, Михаил Башаков, Шамиль Абряров, Лилия Борисова, Умка и Ермен Анти. Последние двое, правда, не укладываются, на взгляд составителя, в заданную «генеральную линию», - но, как говорится, он просто не мог пройти мимо.
Вообще данная книга стала для меня настоящим сюрпризом по количеству свежих находок. Причём все эти находки можно вполне взять на вооружение при составлении обыкновенных (не песенных) поэтических антологий. Анатолием Обыдёнкиным был расширен сам формат подобных изданий. Ему удалось придать в принципе простому сборнику стихов, пусть и объединенных общей идеей, как минимум несколько дополнительных измерений. Во-первых, что очень существенно, к текстам был добавлен звук. Не секрет - поющих поэтов рекомендуют послушать, прежде чем читать с листа. Дескать, без мелодии стихи проигрывают. Оставим за скобками правомерность этого утверждения (я, например, спокойно могу именно читать того же БГ), но в данном издании эта задача решена - к антологии прилагается мп3 диск. Хотите - читайте, хотите - слушайте. Во-вторых, у каждого автора составителем взято интервью, где музыканты высказываются на самые разные темы. А так как Анатолий Обыдёнкин - блестящий интервьюер и умеет задавать небанальные вопросы, узнать можно много нового. И, наконец, в-третьих, о каждом авторе написана небольшая критическая статья (о вступительной статье я и не говорю - она, естественно, есть и все манифесты там изложены). В результате читатель получает от антологии максимум информации на самых различных уровнях: звуковом, поэтическом, личностном и критическом. Даже не знаю, что ещё можно было бы добавить. Разве что какой-то визуальный ряд. Впрочем, всё ещё впереди. Может я, конечно, что-то пропустил, но с подобными изданиями в литературном пространстве я не знаком. Конечно, мне могут возразить, что и поэтов в антологиях обычно куда больше 12-ти, и чисто физически нереально добавить к стихам ещё критические статьи и интервью – но, например, в антологии «Стихи тридцатилетних» авторов вообще десять, однако ничего похожего нет.
Как мы видим, существование «Произвольной космонавтики» в нашей культуре оправданно уже хотя бы из-за количества реализованных инноваций. И вот здесь самое время было бы приступить непосредственно к разбору текстов, но я вдруг подумал, что у меня на руках просто нет нужного инструментария. К сожалению «бумажные» рецензии пока не позволяют цитировать звук (хотя в принципе в Интернете такую идею можно осуществить), а в данном случае все-таки хотелось бы играть по правилам издания. Ведь согласитесь, одно дело, когда на бумаге издаются тексты и ничего кроме них - тут и подход соответствующий. И все оправдания, вроде «а вы с музыкой послушайте» не пройдут. Нет её – музыки. Перед нами чистая рок-поэзия, и оценивать мы её будем, опираясь именно на литературный контекст. Другое дело, когда музыка предъявлена, тут уже так легко не выкрутиться. Поэтому вместо цитат приглашу читателя просто почитать/послушать и о качестве судить уже самому.
Дмитрий Румянцев